Тест-драйв

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Ярко-желтое купе с полностью независимой подвеской, механической коробкой и V-образным двигателем в заднем свесе. Такое описание подошло бы и какому-нибудь Porsche. Но на самом деле речь о самом доступном автомобиле, который мог купить советский человек, – Запорожце.

Он во все времена был героем анекдотов и поводом для насмешек. И одновременно Запорожец до сих пор обладает большой армией поклонников и может вызывать искреннее умиление. Чего же он заслуживает больше – любви или презрения? Проверим чувства отлично сохранившимся ЗАЗ-968М цвета «Охра» 1986 года выпуска – последней моделью в линейке классических Запорожцев.  

Честно, не понимаю тех, кто насмехался над Запорожцем. У меня всегда было непреодолимое желание его обнять и пожалеть. С годами еще сильнее осознаешь, насколько ладным и удачным получился кузов, корни которого ведут еще к 966-й модели. Бытует мнение, что новое поколение Запорожцев было слизано с NSU Prinz. Наверно, адепты религии «все украдено» сильно бы удивились, если бы узнали, что первые прототипы 966-го Запорожца появились раньше. Просто у характерного водораздела кузова NSU и ЗАЗа есть общий источник вдохновения – Chevrolet Corvair. Но не будем углубляться в историю муз. Факт остается фактом: даже когда «ушастый» стал «мыльницей», гармонии он не утратил, хотя для 80-х машинка уже устарела.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Несмотря на решетки охлаждения на задних крыльях и капоте, двигатель все равно подвержен перегреву

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Несмотря на решетки охлаждения на задних крыльях и капоте, двигатель все равно подвержен перегреву

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Компоновка 968М осталась той же, что у предыдущих моделей. Это расположенный в заднем свесе двигатель V4 воздушного охлаждения, полностью независимая подвеска и синхронизированная четырехступенчатая коробка передач. Фото: autowp.ru

А вот интерьер душевного тепла не вызывает, как ни крути. Он нарочито аскетичен, а посадка отсылает ко временам празднования 50-летия Октябрьской Революции. Педали смещены вправо, левой ноге мешает выступающая колесная арка. Зато какой легкий руль, хоть одним пальцем крути. Вот что малая масса животворящая делает.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Интерьер прост, точнее – аскетичен, и голый металл на передней панели и дверях это лишь подчеркивает

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Интерьер прост, точнее – аскетичен, и голый металл на передней панели и дверях это лишь подчеркивает

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Передние сиденья откидываются рукой. Но есть фиксаторы, которые не дают откинуть сиденье при закрытой двери

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

На приборной панели – минимум необходимых приборов. При заведенном двигателе забавно дрожит стрелка указателя уровня топлива

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Пожалуй, это самый лаконичный блок управления отопителем, что я видел. Бензиновая печка не относится к сильным сторонам Запорожца

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

После того, как запасное колесо уехало к двигателю, багажник стал вдвое больше

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Стрелочные часы ЗАЗ-968 унаследовал от Жигулей

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Несмотря на малые габариты, на втором ряду относительно свободно. Удивительно, но и диван удобен

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Эх, эту бы легкость, да мотору! Хотя 40-сильный мелитопольский агрегат стал вершиной эволюции для заднеприводных ЗАЗиков, его маловато даже для легкого 968-го. Зато как он забавно тарахтит – этот звук ни с чем не спутать. Жаль, что 968М утратил еще один саундтрек – свистящие после 70 км/ч «уши». Но и без них машина вызывает какую-то наивную симпатию, которая рикошетит позитивом и от прохожих, и от соседей по потоку.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-968Э мощностью 40 сил – самый мощный в линейке Запорожцев. Как ни странно, для лучшего охлаждения нужно удалить кожух

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Двигатель воздушного охлаждения МеМЗ-968Э мощностью 40 сил – самый мощный в линейке Запорожцев. Как ни странно, для лучшего охлаждения нужно удалить кожух

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Заливная горловина топливного бака расположена под капотом. У неподготовленного человека ее поиск может занять много времени

Плевать, что в позднем Советском Союзе про него думали – зато сколько вещей и людей он перевез, для скольких семей стал первым личным транспортным средством. Люди закрывали глаза на все недостатки, понимая, что они с лихвой окупаются ценой и неприхотливостью. Минусов, конечно, хватало. Ведь Запорожец не только медленно разгоняется, носиться на нем вообще дело неблагодарное и даже местами опасное. Я с содроганием вспоминаю поездку с отцом моего дачного друга на «купалку». Дядя Боря посадил нас, восьмилетних пацанов, назад и погнал по горкам и проселкам с такой скоростью, что, когда мы, наконец, приехали на речку и запрыгнули в воду, от нас, кажется, шел пар. И бог с ним, что набор сотни отнимает вечные полминуты. Нужно еще и в поворот войти, и вовремя остановиться, в конце концов!

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

На ходу Запорожец шумен, зато плавность хода неплоха. А на грунтовке среди легковых машин равных ему просто нет

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

На ходу Запорожец шумен, зато плавность хода неплоха. А на грунтовке среди легковых машин равных ему просто нет

Вот и теперь наш ухоженный экземпляр после зимней спячки никак не хочет разблокировать передний правый тормоз. Приходится останавливаться и поливать нагретое колесо водой из ближайшего пруда. Хотел бы я сказать, что мы остужаем передний правый диск. Но этих атрибутов взрослого автомобиля у Запорожца нет. Ведь ступицей служит тормозной барабан. Бездисковые колеса, это, конечно, дешево. Но не все хорошо, что дешево. Уходящие углы установки колес для «Запора» – обычное явление, которое владелец обязан держать в голове. Как и параноидально следить за температурой двигателя. Проблему перегрева двигателя до конца выпуска заднемоторных Запорожцев так и не решили, как и не сняли проблему с пожароопасной печкой, работающей на бензине.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Бездисковые колеса позже перекочевали на Таврию. Не самая удачная и надежная конструкция — зато дешевая

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Но есть дорожные условия, где любой Запорожец раскрывается во всей красе. Стоит съехать с асфальта, и понимаешь – да это же настоящий вездеход! И чем хуже бездорожье, тем очевиднее его преимущество. Какие там кроссоверы! – «Мыльница» на оффроуде заткнет за пояс иные внедорожники. А объяснение простое: постоянное загруженные ведущие колеса, клиренс в 175 мм, большие ходы подвески. И, конечно же, абсолютно плоское днище. Главное, чтобы на задних шинах был протектор, тогда Запорожец легко поплывет на брюхе по любой грязи, работая колесами, словно винтами.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Теперь не удивляюсь, что лет 30-40 назад частенько видел Запорожцы с зубастыми покрышками на задней оси. Как не удивительна и популярность «ЗАЗогонок». Но это не самая хорошая сторона истории Запорожцев. Мало кто покупал их, чтоб сберечь, а не гонять. Но в последние годы все чаще случаются другие истории: владелец сохраняет Запорожец для истории, чтобы на очередной выставке кто-то из посетителей чуть ли не со слезами на глазах сказал: «Боже, да у меня же дедушка на таком ездил!».

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

Из непошедшего

В СССР было много интересных проектов, так и не пошедших в серию. В начале 60-х на ЗАЗе спроектировали целое семейство любопытных сельских грузовичков семейства 970. Причем были как заднеприводные модификации, так и машины с колесной формулой 4х4.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

ЗАЗ-970. Фото: autowp.ru

Двигатель, как и у Запорожца, располагался сзади. Унификация по агрегатам была максимальной. В линейке был не только цельнометаллический фургон, но и бортовой грузовичок. А у полноприводного 971 была и пассажирская модификация.

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

ЗАЗ-970. Фото: autowp.ru

Мыльница для народа: тест-драйв ЗАЗ-968М

ЗАЗ-971. Фото: autowp.ru

Жаль, что проект не дошел до серийного производства. У завода просто не было мощностей на освоение еще одного семейства. А ведь компактный и недорогой бескапотный микроавтобус с полным приводом наверняка бы пользовался спросом, причем не только в границах СССР.

Технические характеристики ЗАЗ-968М «Запорожец»
Кузов
Тип кузова седан
Число дверей/мест 2/4
Длина/ширина/высота, мм 3765/1490/1400
Колесная база, мм 2160
Колея передняя/задняя, мм 1240/1226
Масса снаряженная/полная, кг 800/1180
Объём багажника, л 197
Двигатель
Тип бензиновый, атмосферный
Компоновка и расположение V-образный, сзади, продольно
Число цилиндров/клапанов 4/8
Рабочий объём, см³ 1198
Мощность, л.с./об/мин 41/4400 об/мин
Крутящий момент, Н•м/об/мин 74/2700
Трансмиссия
Коробка передач механическая, 4-ступенчатая
Привод задний
Ходовая часть
Подвеска передняя независимая, рычажно-торсионная
Подвеска задняя независимая, двухрычажная
Тормоза передние барабанные
Тормоза задние барабанные
Рулевое управление глобоидальный червяк с двойным роликом
Размерность шин 155/70 R13
Эксплуатационные характеристики
Максимальная скорость, км/ч 118
Время разгона 0–100 км/ч, с 35
Расход топлива, город/загород/смешанный, л/100 км н.д./н.д./6,2
Ёмкость топливного бака, л 40
Топливо АИ-76
Дорожный просвет, мм 175 мм

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Похожие статьи

Кнопка «Наверх»